21-22 августа 2017 года в Российской академии образования состоялся Съезд представителей общественно – профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов. Мероприятие было организовано РАО совместно с Минобрнауки РФ.
На съезде выступил директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Евгеньевич Петров, который проинформировал собравшихся об основных приоритетах государственной политики в данной сфере, а также о той роли, которая отводится общественно – профессиональным сообществам учителей-предметников в решении актуальных на сегодня задач системы общего образования. Особо он выделил такое направление работы Минобрнауки России как обновление содержания образования. В частности, более подробно он остановился на проводимой в настоящее время работе по конкретизации требований к результатам освоения основной образовательной программы, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами, и подчеркнул важность участия общественно-профессиональных сообществ в обсуждении детализированных результатов обучения, как предметных, так и личностных и метапредметных. Отдельно им был сделан акцент на важности подготовки концепций по всем учебным предметам.
«Съезд стал продолжением работы, начатой в прошлом году, когда в Москве собрались представители предметных ассоциаций учителей химии, немецкого языка, музыки, изобразительного искусства, МХК. Съезд объединил огромное количество не только учителей и преподавателей вузов, в том числе педагогических, но и ученых, научных сотрудников, специалистов региональных институтов развития образования, повышения квалификации педагогов, методических служб. Это позволило РАО и Минобрнауки провести плодотворную работу по обмену опытом и по определению стратегии преподавания учебных предметов», — отметил в своем выступлении заместитель президента РАО Виктор Стефанович Басюк.
По словам спикера, проведение съездов представителей общественно – профессиональных сообществ учителей и преподавателей учебных предметов открыло новый этап деятельности педагогических сообществ и позволило существующим ассоциациям учителей-предметников перейти на более высокий уровень реализации своей деятельности.
В ходе мероприятия, делегаты съезда обсудили направления развития нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, содержательные аспекты деятельности ассоциаций, основные положения проектов концепций преподавания учебных предметов/областей и пути их реализации.
По результатам панельных дискуссий, работы секций и обсуждения пленарных докладов участниками съезда была принята резолюция, в которой была отмечена значимость следующих позиций:
-
Для развития механизмов государственно-общественного управления образованием, в частности, институтов общественно-профессионального участия необходима консолидация учителей-предметников в рамках Межрегиональных и Общероссийских ассоциаций. Это позволит более успешно и эффективно реализовывать цели и задачи образования на современном этапе развития общества.
-
Концепции преподавания учебных предметов являются стратегически значимыми документами для определения направлений развития учебных предметов/предметных областей, обновления содержания образования, совершенствования технологий и методик обучения, решения вопросов подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Участники съезда сошлись во мнении о необходимости создания Общероссийских ассоциаций учителей физики и астрономии, основ безопасности жизнедеятельности, биологии, дальнейшего развития Межрегиональных ассоциаций учителей иностранных языков с целью развития в системе образования институтов общественно-профессионального участия в интересах совершенствования содержания этих учебных предметов и повышения качества обучения.
Кроме того, съезд постановил ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ о привлечении общественно-профессиональных ассоциаций учителей-предметников к общественной экспертизе учебников, учебно-методических комплектов, пособий, ресурсов (в том числе, электронных), используемых в образовательном процессе; о привлечении Межрегиональных ассоциаций учителей к решению вопросов, связанных с обновлением содержания образования, в том числе уточнения содержания по физике, биологии, иностранным языкам, физкультуре и ОБЖ в Федеральных государственных образовательных стандартах и Примерных основных образовательных программах общего образования; о разработке на федеральном уровне нормативно-правовых аспектов и организационных механизмов выявления и поощрения талантливых педагогов.
Также было принято решение ходатайствовать перед органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, поддерживать инициативу, оказывать помощь и содействие в создании и организации деятельности общественно-профессиональных объединений, структурных подразделений Межрегиональных и Общероссийских ассоциаций учителей для привлечения более широкого круга специалистов отрасли к разработке и обсуждению стратегических проблем преподавания учебных предметов / учебных областей; содействовать широкому взаимодействию предметных ассоциаций различных уровней; оказывать содействие Межрегиональным ассоциациям учителей-предметников по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
В работе съезда приняли участие учителя-предметники, представители общественно – профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующие программы подготовки и повышения квалификации учителей, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Всего более 400 человек из 37 субъектов Российской Федерации.
Макарова Ольга Борисовна, председатель Новосибирской областной ассоциации учителей и преподавателей биологии, канд. пед. наук, доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии Новосибирского государственного педагогического университета, учитель биологии была одним из докладчиков на данном мероприятии.
Во второй день работы Съезда на заседании "Механизмы вовлечения предметных ассоциаций учителей биологии в государственно – общественное управление образованием" в секции "Биология" Ольга Борисовна выступала с докладом "Деятельность ресурсного центра «Методика обучения биологии» НГПУ и ассоциации учителей биологии".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии